Рабы пластика
И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим,
свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их
или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать,
ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание…
Откр. 13:16-18
Постоянные очереди к банкоматам, от зарплаты до аванса, от праздника к празднику — вас это уже тоже перестало удивлять? А где же обещанное электорату удобство использования пластика, где высокие помыслы и технология на службе человечества?
Не известно, кто первый придумал пластиковые карты как таковые, но в начале XX века в США (где же еще?) появились некие картонные кредитные карточки, так называемые «программы лояльности» (loyalty programs), которые выдавались богатым клиентам ресторанов и магазинов. Время шло, система дорабатывалась, экспериментировали с разными материалами, и вот к славным 50-ым годам изготовили первую пластиковую карту. Событие произвело фурор в банковском секторе и дало толчок для образования различных платежных ассоциаций, ставших, в конечном итоге, знакомыми всем нам VISA, MasterCard, Europay и т.п.
Благие намерения создателей программ лояльности и кредитных карточек, к моему большому сожалению, начинают захлебываться в ненасытной машине банковского сектора — получение доходов, поддержание ликвидности и выполнение плановых показателей ставятся превыше удобства пользования клиентов (это прослеживается как в России, Украине, Беларуси, так и на других пост-СНГ-эшных просторах, про ситуацию в Европе и США я не в курсе, разбираюсь).
Украинские банки-гиганты, такие как ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль, СберБанк, ПроминвестБанк, УкрСоц и УкрСиб и т.п. любыми методами (зачастую и нелегальными, например: прямыми взятками первым лицам для перевода их предприятий на зарплатные проекты банка, «бесплатным» выпуском карт и т.п.) привлекают к себе на обслуживание множество клиентов. Аппетиты растут! Карточек выпускается так много, что в городах-миллионниках, физически не хватает ни сети банкоматов, ни кадров для своевременного пополнения недостающей наличности (инкаcаторов).
Помимо массовой эмиссии карт, в очередях к банкоматам виноваты еще и различные карточные, продуктовые, маркетинговые подразделения банков, которые впихивают в стандартный и продуманный интерфейс банкомата всякие возможные и невозможные «фишки», ну и финансовый кризис, конечно (все банки ощущают острую нехватку наличных денег). Обилие навязчивой рекламы, малопонятный и запутанный интерфейс, зачастую ненужный функционал, такой как, например, благотворительность, различные переводы и т.п., а также боязнь простого электората расплачиваться в торговых сетях не наличкой, а карточкой, приводит к тому безобразию, что творится сейчас у банкоматов озвученных выше банков и многих других.
Придет время, и нашим внукам будут вживлять платежные карты прямо под кожу при рождении (по прогнозам продвинутых ученых, нет, не британских), но я подозреваю, что кардинально это проблему не решит, поможет только полный переход к электронным деньгам. Но, вы только представьте, если однажды группа мега-хакеров, например, те же Anonymous-ы запустят стелс-вирус в системы VISA и MasterCard на день-два? А на неделю? А на месяц-другой? Все, камрады, вот и наступит пресловутый апокалипсис во всей его красе, и не нужно никаких астероидов, потеплений, вулканов, потопов и прочего…
© evilart 20.02.2012